О пожаре в церкви села Кутузова в 1907 г. и об одной семейной легенде.
Изучая обширные фонды Центрального Исторического архива города Москвы, я обнаружил в одном из каталогов название дела от 1907 г., которое показалось мне несколько странным: «О постройке молитвенного дома в селе Кутузове»[1]. Православные люди обычно называют свой дом молитвы храмом или церковью, а молитвенный дом это что-то более подходящее для протестантов, баптистов или, оборони Господь, адвентистов 7-го дня. И это у нас – в исстари православном Кутузове!?
Получив дело «на руки», я убедился, что ни о каких сектантах в нем конечно же речи нет, а посвящено оно имевшему место быть 15 декабря 1907 года пожару в Христорождественской села Кутузова церкви и о строительстве вместо сгоревшего храма молитвенного дома.
1. Прошение священника Алексия Лебедева и церковного старосты Тяжолова.
ЕГО ПРЕОСВЯЩЕНСТВУ ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМУ ТРИФОНУ,
ЕПИСКОПУ ДМИТРОВСКОМУ, ВИКАРИЮ МОСКОВСКОМУ
И КАВАЛЕРУ,
№ 4542
и церковного старосты
Христорождественской, села Кутузова церкви,
Священник Алексий Лебедев,
Церковный староста Тяжолов
Резолюция к делу №4542
Предписать благочинному произвести по сему прошению дознание и со своим отзывом представить.
2. Донесение благочинного.
Донесению благочинного 4-го округа в деле предшествует справка о сгоревшей церкви Рождества Христова в селе Кутузове. Для нас она небезынтересна:
Построена была в 1785 году тщанием помещика Сергея Ивановича Казаринова с приходскими людьми. План и фасад на оную были составлены губернским архитектором Борисовым в 1902 г. и хранились в ризнице. Зданием была деревянная, на каменном фундаменте с таковою же колокольнею, крыта железом, обнесена каменною оградою с железной решеткою. Престолов в ней было два. В настоящей холодной во имя Рождества Христова, с приделом теплым во имя Святыя мученицы Параскевы. Утварью была достаточна. Дворов при сей церкви девяносто, душ муж. пола 294, жен. 291.
БАГОЧИННОГО 4 ОКРУГА БРОННИЦКОГО УЕЗДА СЕЛА ШУБИНА СВЯЩЕННИКА МИХАИЛА СОЛОВЬЕВА
ДОНЕСЕНИЕ
Сгорели все документы - книги приходно-расходныя, исповедныя, метрическия, обыски и богослужебныя. Вынесены священником Лебедевым Св. Антиминсы, Св. сосуды, Св. Евангелии, некоторые Св. облачения, Св. плащаница и из нижних рядов иконостаса иконы.
Справедливости ради надо сказать, что перед пожаром Москвы в 1812 г. Московский Главнокомандующий граф Ф.В. Растопчин сам приказал вывести пожарные трубы из города перед тем, как нашу столицу заняли наполеоновские полчища. – д.П.)
Видя такое горячее усердие в данном случае, как помещика, так и прихожан, нельзя не сочувствовать им, и я со своей стороны полагал бы неотложным сделать распоряжение со стороны Епархиального Начальства о разрешении построить молитвенный дом в селе Кутузове и тем доставить иметь духовное утешение Православным Христианам в наступающей Великой Четыредесятнице, и не охладить доброхотного жертвователя. План на дом священник Лебедев имеет представить.
Благочинный, села Шубина священник,
Михаил Соловьев
Января 19 дня 1908 года
17 декабря 1907 года кутузовский священник Алексий Лебедев и староста Тяжолов просили епархиальное начальство об устройстве в селе молитвенного дома вместо сгоревшей 15 декабря 1907 года церкви. 16 марта 1908 года благочинный, священник Михаил Соловьев совершает освящение уже молитвенного «дома-храма»:
ОТ БЛАГОЧИННОГО 4 ОКРУГА БРОННИЦКОГО УЕЗДА,
СЕЛА ШУБИНА СВЯЩЕННИКА МИХАИЛА СОЛОВЬЕВА
ДОНЕСЕНИЕ
Михаил Соловьев
1908 года марта 16 дня
Вместо сгоревшей 15 декабря 1907 года и с разрешения епархиального начальства за №2876 1908 года 4 марта была построена временная церковь на средства благотворителей. Зданием деревянная, на каменном фундаменте с таковою же колокольнею, крыта железом. Престолов в ней один – во имя Рождества Христова, утварью достаточна» [2].
Эта временная церковь, она же «молитвенный дом» и «молитвенный дом-храм» построена была, судя по всему, крепко и надежно. Простояла она в селе Кутузове до своего закрытия в середине 30-х годов XX века. И стояла бы дольше, если бы не известные исторические обстоятельства.
Нельзя не восхититься, как говорят в наши дни, темпами строительства новой Кутузовской церкви. Со дня пожара, полностью уничтожившего старое здание, и до освящения нового храма прошло всего лишь три месяца! Строили и украшали храм, видимо, всем миром. Пасхальный праздник прихожане уже встретили в своем новом храме. День Пасхи в 1908 г. пришелся на 13 апреля.
Не прошло и двух лет, как окрыленные успехом совместного общинного строительства, священник Алексий Лебедев, псаломщик Илья Цветков и церковный староста Тяжолов, обращаются к епископу Трифону с прошением о разрешении построить в селе Кутузове уже каменный храм во имя Рождества Христова [2].
Бронницкого уезда Христорождественской
села Кутузова церкви причта и церковного
старосты
При сем прилагается проект церкви и план местности по два экземпляра и смета на постройку церкви.
Священник Алексий Лебедев
Псаломщик Илья Цветков
Церковный староста Тяжолов
Виза благочинного на прошении:
Правда, храм сгорел 15 декабря 1907 года. Означенная сумма 3 000 рублей в церкви есть. – Благочинный 4-го округа Бронничкого уезда села Шубина священник Михаил Соловьев (Подпись)
1910 года января 2-го дня
Сегодня, спустя более чем сто лет, прошедших после описываемых событий, остается лишь сожалеть о том, что красивый каменный храм в русском стиле с элементами модерна по проекту молодого архитектора Н.П. Павлова в Кутузове так и не был построен. В 1926 г. лишь недостроенные кирпичные стены этого храма были сначала конфискованы новой властью, а потом переданы вместе с деревянной церковью в пользование группе верующих села Кутузова, как это и было заведено в то время [3].
Что послужило причиной того, что новый храм так и не был построен доподлинно неизвестно. До Мировой войны было еще четыре года, до великих революционных потрясений – семь лет. Возможно, небогатый приход просто переоценил свои финансовые возможности. На 13 августа 1912 г. среднегодовая доходность церкви села Кутузова за предыдущие 10 лет составила лишь 62 руб. [4]. Храм по своим доходам являлся одним из беднейших в церковном округе и епархии. Однако, наших предков можно понять. Недостаток средств - это ведь не повод, чтобы не попытаться воплотить в жизнь свою мечту о новом храме. Может быть, было бы больше времени…
5. Краткие сведения об упомянутых в этой истории лицах и одна семейная легенда.
Владыка Трифон (Туркестанов) и священник Алексий Николаевич Лебедев – подробнее о них читайте в предыдущей седьмой истории «Приходских старостей».
Помещик С.В. Придорогин – представитель нового класса пореформенных землевладельцев, не имевших дворянских корней. Известно [5], что козловской (из города Козлова – д. П.) мещанке Тамбовской губернии Екатерине Никифоровне Придорогиной принадлежало 35 десятин огородов и 20 десятин березового леса в Кутузове. Всего владение ее при селе Кутузове и пустоши Сотниковой составляли 137 десятин. В том числе ей принадлежал в начале XX в. старинный парк площадью 4 десятины, который сохранился в запущенном состоянии до нашего времени. В 1913 – 1916 гг. Е.Н. Придорогина обращалась в правление «СПб – Тульского поземельного банка» за ссудой в 25 000 рублей под залог своих владений в селе Кутузове.
Благочинный 4-го церковного округа Бронницкого уезда, священник Михаил Соловьев.
Производивший дознание в Кутузове по факту пожара в храме благочинный священник Михаил Соловьев был рукоположен к Успенскому храму в селе Шубино в 1876 году. Он основал в селе церковно-приходскую школу. За труды на ниве народного просвещения был отмечен наградами. В 1893 г. был назначен благочинным 4-го церковного округа Бронницкого уезда. Прослужил в Успенском храме села Шубина около 35 лет. В 1910 году протоиерей Михаил Соловьев был определен в Московский храм «40 мучеников Севастийских», где настоятельствовал до своей кончины в 1931 году. Отец домодедовского священномученика Сергия Соловьева, расстрелянного на Бутовском полигоне в 1938 году [6].
Псаломщик Илья Александрович Цветков.
Сын псаломщика. Окончил курс в Александро-Марфинском приюте. 18 июня 1909 года определен на место псаломщика к церкви села Кутузова из Космо-Дамианской церкви села Андреевского Коломенского уезда. 18 декабря 1909 года посвящен в стихарь [7]. 8 октября 1912 года перемещен из Кутузова на вакансию псаломщика к Преображенской церкви села Кренева [8].
Архитектор Николай Павлович Павлов.
Жительство имел в городе Москве, мещанской части 3-го участка по Второй Мещанской улице, в доме № 91. В 1906 г. окончил Училище Живописи Ваяния и Зодчества – одно из ведущих художественных учебных заведений дореволюционной России. Распиской от 24 сентября 1910 года довел до сведения Строительного отделения Московского Губернского Правления, что принимает на себя ответственность за прочность и правильность постройки и приступает к строительству храма в с. Кутузове Бронницкого уезда Московской губернии [2].
Церковный староста Тяжолов. (Современные правила русского языка требуют написания этой фамилии Тяжёлов, но будем следовать документам того времени и оставим оригинальное написание фамилии его владельцем - самим старостой Тяжоловым).
Когда я впервые увидел в приведенных выше документах эту подпись, то, честно говоря, был несколько изумлен. Нет, конечно, мне было известно, что единственный в Кутузове старинный дом с каменным первым этажом, стоявший в центре села, местные жители называли «тяжолов дом», что название одного из удобных для купания бочагов местной речки, было «тяжолиха». Но как-то эти названия не связывались с тем, что существовал такой реальный человек – Тяжолов. «Так значит это правда!» - такова была первая мысль, пришедшая мне в голову после того, как я увидел в документах сделанную каким-то основательным почерком подпись: «староста Тяжолов».
Дело в том, что еще в детстве от своей многочисленной кутузовской родни мне неоднократно приходилось слышать одну старую историю. Суть ее в следующем. Мой прадед Павел Матвеевич Продунов - кутузовский крестьянин, «бессрочно отпущенный канонир», как он именовал себя в некоторых документах, незадолго до революции 1917 года получил наследство от умершего брата, владевшего небольшой обойной фабрикой.
В 1918 – 1919 гг. Павел Матвеевич на полученные средства решил построить себе новый дом. Для удобства расчётов за материалы для строительства дома и услуги плотников он не придумал ничего лучшего, как поменять свои золотые червонцы на имевшие хождение в советской России до 1922 года «керенки» - бумажные деньги, названные так по имени председателя Временного правительства – А.Ф. Керенского. Сделал он это с помощью своего состоятельного односельчанина Тяжолова.